Александр Залесский. Фото Анны Неволиной
К сожалению, не многим из нас удается избежать обращения в поликлиники и больницы. И очень часто мы крайне недовольны контактами с медиками. Однако, по официальным данным, практически 100% населения нашей страны удовлетворены качеством медицинских услуг. Хотя в личных беседах медики сами высказывают недовольство той системой, в которой трудятся. Но официально протест не заявляют. Почему так происходит, «Городским вестям» рассказал врач-эксперт страховой медицинской организации Александр Залесский.
Молчите? Так вам и надо
Согласно российскому законодательству, полис обязательного медицинского страхования дает нам вполне себе неплохие возможности. Причем, установленный федеральным законом минимум расширяется в каждом регионе за счет местного закона. Но, к сожалению, на практике почти все, что красиво выглядит на бумаге, изменяется.
Талонов к узким специалистам приходится ждать месяцами, попасть в стационар не так просто, как кажется, даже если ты приехал на машине скорой помощи. А если человека все-таки госпитализировали, приходится покупать за свой счет лекарства, шприцы, капельницы, звать родственников, чтобы они кормили и подмывали больного.
Грубых нарушений прав пациентов, по словам Александра Залесского, очень много. Это и несоблюдение сроков выдачи талонов к узким специалистам и на различные обследования, отказы в предоставлении возможности выбора страховой компании и возможности выбора врача, и отказ в посещении на дому, и несоблюдение стандарта обследования больного…
— Что делать, если ваши права нарушены? Для начала — позвонить в свою страховую компанию, — советует Александр Залесский, — ее номер есть на страховом полисе. Если специалист отдела защиты прав застрахованных подтвердит нарушение прав, стоит сообщить медикам, что вы проконсультировались в страховой компании и просите устранить нарушения. Обычно этого достаточно. Если же разговор «по душам» не помогает, пишите жалобу. Подать ее можно лично, по почте или через интернет. Страховая компания проведет проверку, накажет виновных и добьется устранения нарушений.
Даже если вы не уверены, нарушены ваши права или нет, проконсультируйтесь в страховой.
— Часто доводится слышать возражение: мол, как я на них пожалуюсь, а потом к ним же и приду — ведь косо посмотрят. Да, посмотрят косо. Но если молчать — ваши права будут нарушать постоянно, а если пожаловаться, то все поймут: вот человек, который знает свои права, готов их защищать и знает, куда обращаться за защитой. С таким человеком лучше не вступать в конфликт, а просто выполнять по отношению к нему все, что положено. Все вокруг говорят, как их обижают медики, но жалобы подают не более 8%. Где остальные? Молчат? Помните, как в детстве мы писали на школьной доске: «Мы не рабы, рабы не мы»? Так вот рабы — немы. Рабам положено молчать. Если вы молчите, не обижайтесь, когда с вами обращаются, как с рабами, — предупреждает Александр Залесский.
Хотели, как лучше
— Иногда складывается впечатление, что наши доктора — это такие негодяи, которые так и норовят обидеть больного человека. Но это не так. Во многих случаях медики бы и рады соблюдать права пациентов, но не могут, причем — по вполне объективным причинам, — констатирует Александр Залесский.
Правительство Российской Федерации поставило перед Министерством здравоохранения чрезвычайно сложную задачу: в условиях сокращения бюджетного финансирования резко поднять эффективность и качество медицинской помощи, а также повысить зарплату медицинским работникам. Как это сделать, тоже придумали: ликвидировать все мелкие больницы, докторов перевести на работу в более крупные и хорошо оснащенные лечебные учреждения, испытывающие проблему нехватки кадров, а средства, которые до этого тратились на содержание зданий и оплату технического персонала, направить на повышение зарплаты. Назвали это все модернизацией и оптимизацией.
Фото Анны Неволиной
— Идея была неплохая, но, как это часто бывает, гладко было только на бумаге, — сетует Александр Залесский, — оказалось, что пациентам не всегда удобно добираться от какого-нибудь поселочка даже до соседнего города. Ну, в самом деле, попробуйте доехать, например, от Бисерти до Первоуральска — прямого-то автобуса нет. А убрав мелкие подстанции скорой помощи, получили увеличение времени доезда до заболевшего в несколько раз. В общем, эффективность явно не возросла.
Да и повысить качество обслуживания тоже не получилось. Как говорит наш собеседник, специалистов на местах больше не стало. Медперсонал закрытых больниц «осел» в новых структурных подразделениях, которые необходимо было срочно укомплектовать кадрами. Например, в отделениях медицинской профилактики или поликлинических отделениях неотложной помощи, а также в кабинетах МРТ, КТ и прочих. А участковых врачей и узких специалистов как было мало, так мало и осталось. Только вот нагрузка на них возросла благодаря пациентам закрытых поликлиник.
Нет врачей, нет времени
А нагрузка действительно выглядит нечеловеческой.
— Обязанностей у участкового врача масса, — подтверждает Александр Залесский. — Во-первых, оформление документации — это самая главная его работа, которую с него спрашивает и начальство, и проверяющие органы. Во-вторых, организация диспансеризации. Это тоже важно: если не выполнить план — придется попрощаться с премией. А как его выполнить, если люди просто не желают проходить диспансеризацию? Вот и бегает доктор по участку, уговаривает, записки оставляет. Кроме того, обязательно нужно приглашать на прием людей с хроническими заболеваниями, состоящих на диспансерном учете. Если они не идут на прием, то виноват в этом врач. Если в советские времена таких пациентов было человек по 120-150, то сейчас требуют диспансерную группу не менее 600 человек. А ведь надо еще успевать смотреть впервые заболевших и находящихся на больничном, рецепты-справки выписывать и все это заносить в специальную программу в компьютере. Когда этим заниматься? По нормативу у врача — 12 минут на человека, но оформление приема занимает минут пять. На сам прием остается совсем ничего. А если учесть, что есть больные, которые без талона… Между прочим, на то, чтобы посмотреть вновь заболевшего, да не абы как, а как положено, уходит минут 30. Чтобы оформить санаторно-курортную карту или направление на МСЭК — минут 15.
Фото Анны Неволиной
При этом порядка 25-30% участков, по словам Александра Залесского, не имеют своего врача. Из тех, кто имеет, следует вычесть докторов в отпуске, на учебе, на больничном, на дежурстве по неотложной помощи. В итоге на оставшихся выпадает полуторная нагрузка.
— Конечно, за все это доплачивают, но рабочий день не резиновый, а надо еще и вызовы обслужить, и не только на своем участке. Вот и принимают доктора больного за 5 минут. Понятно, что качество работы хромает на обе ноги, — говорит Александр Залесский.
У узких специалистов нагрузка ничуть не меньше, а к приему в поликлинике добавляются консультации в стационаре.
Кому нужны скандалисты?
— А повышение зарплаты врачей — фикция. Несмотря на бодрые заверения руководителей всех уровней, зарплата медиков не только не выросла, но и очень значительно снизилась. Когда говорят, что средняя зарплата врача выше средней по региону, то, по-видимому, имеют в виду главных врачей, ибо у рядового участкового терапевта она немногим больше 20 тысяч, — возмущается Александр Залесский.
Но врачи жаловаться и отстаивать свои права тоже не торопятся.
— На врачебных сайтах льются горькие слезы замотанных непосильными нагрузками врачей. Однако жаловаться в официальные инстанции даже на очевидные нарушения не решается никто: докопаться можно и до столба, а уж до врача — тем более. Вышибут с работы, потом нигде не устроишься. Ну и что, что врачей не хватает? Это молчунов не хватает, а скандалисты никому не нужны, — с горечью констатирует Александр Залесский. — Впрочем, причина не только в страхе. Кого боятся, например, тому, кто и так на пенсию собрался? А ведь молчат. Причина — в привычке молчать, в рабской психологии. Только те, кто смеет повысить свой голос, имеют право гордо написать: «Рабы — не мы!» Молчуны пишут последние слова слитно: «Рабы немы». Но раз уж вы молчите, как немые, раз уж не смеете возмущаться открыто, тогда не обижайтесь, если с вами обращаются, как с рабами.
Что гарантирует нам Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи:Если случилась беда, и вашей жизни угрожает опасность, вы можете вызвать бригаду скорой помощи или самостоятельно обратиться в медицинское учреждение. Помощь вам обязаны оказать немедленно, при этом наличие у вас страхового полиса не имеет значения — помощь должна быть оказана в полном объеме даже при его отсутствии.
Перед тем, как начать какие-либо действия , медики попросят вас подписать документ, который называется «Информированное согласие». Без вашей подписи они не имеют права даже осматривать вас, а тем более делать какие-либо манипуляции. Подписывая этот документ, вы не только соглашаетесь со всеми дальнейшими действиями медиков, но подтверждаете тот факт, что вам было подробно и на понятном языке разъяснено, что с вами происходит, что и для чего будут делать, почему именно так вас собираются лечить, и каковы возможные последствия. Если вам ничего не объясняют — это грубое нарушение ваших прав на информацию.
В Первоуральске всего одна больница, у которой четыре поликлиники. Так что больницу сменить не получится, а вот поликлинику — пожалуйста. Сделать это можно за два дня по письменному заявлению на имя заведующего поликлиникой, к которой вы хотите прикрепиться.
Если вы заболели, но непосредственной угрозы жизни нет , вы можете вызвать врача на дом. Из поликлиники к вам приедет неотложка. Если вы в состоянии добраться до медицинского учреждения, можете сделать это. Помощь должна быть оказана в течение двух часов. При этом неотложные мероприятия будут проведены даже при отсутствии у вас страхового полиса, но для дальнейшего лечения полис все-таки потребуется.
Если же ничего страшного не происходит , помощь будет оказана только при наличии полиса обязательного медицинского страхования.
Жаловаться на то, что вам не выдают амбулаторную карту, бессмысленно. Карта — документ медицинского учреждения, она не должна выдаваться на руки. В любой момент ее могут запросить для проведения проверки. Хотите иметь на руках всю информацию о своем здоровье, напишите заявление и получите карту для изучения. Вы имеете на это право. Кстати, вам обязаны не только выдать документы, но и предоставить место для работы с ними. Выносить их из медицинского учреждения нельзя, а копировать — можно.
Кстати, если у вас нет полиса, вы можете получить его в пункте выдачи полисов любой медицинской страховой компании или заказать его через интернет и попросить, чтобы вам его доставили на дом. Страховая компания не только выдаст вам полис, но и в дальнейшем обеспечит защиту ваших прав. Если ваша страховая компания вас не устраивает, то в любой момент с 1 января по 31 октября вы можете один раз в год поменять страховую. При переезде в другой субъект федерации на постоянное место жительство вы обязаны поменять страховую компанию, при этом никаких ограничений по срокам нет.
Талон к участковому врачу в обычной ситуации вам обязаны выдать не позднее, чем на завтрашний день. Если вы вызываете врача на дом, потому что добраться до поликлиники вам мешают какие-то проблемы, правило то же самое.
Если врач назначил обычные анализы , то взять их должны на следующий день (не считая выходных).
Консультацию (талон) узкого специалиста , если есть направление от терапевта, вы должны ждать не более 14 дней. Не можете выходить из дома по объективным причинам, администрация поликлиники обязана организовать консультацию на дому. Сроки те же — 14 дней.
Срок ожидания в 14 дней установлен также для сложных исследований (некоторые анализы, рентгенография, УЗИ, эндоскопические исследования).
Для исследований, требующих применения особо сложной аппаратуры (КТ, МРТ), срок ожидания — 30 дней.
Если врач направляет вас в плановом порядке в стационар , срок ожидания госпитализации не должен превышать 30 дней.
Если врач не направляет вас на консультацию к узкому специалисту или на какое-то обследование, а вы уверены, что оно вам необходимо, обращайтесь в платный медицинский центр. Если выяснится, что диагноз, поставленный вам в платном центре, полностью расходится с тем, который был установлен в поликлинике, вы можете требовать, чтобы вам полностью вернули деньги, потраченные на прием или обследование и даже на проезд.
Врачи поликлиники должны поставить диагноз в течение десяти дней с момента обращения. Если случай сложный, и разобраться даже после обследования и консультации со специалистами поликлиники не получается, вас должны направить на консультацию в соответствующий межмуниципальный или областной центр. Срок ожидания такой консультации может достигать 30 дней. Куда именно направлять, решает администрация поликлиники в соответствии со специальным документом, разработанным областным Минздравом.
А если вас направляют на госпитализацию в специализированное отделение , которого нет в вашем городе, вам обязаны предоставить выбор из нескольких больниц. Правда, бывает, что выбора нет: на всю область отделение одно-единственное.
Вы имеете полное право один раз в год сменить больницу. Право на выбор врача у вас тоже есть. Но только с его согласия.
Что делать, если вы поехали в гости в другой конец страны и там заболели? Обращаться за медицинской помощь, разумеется! Ваш полис действителен, и медицинскую помощь вам окажут бесплатно на всей территории России.
Отказать вам в медицинской помощи больница не может: это не просто нарушение прав, а уголовное преступление.
В стационаре должно быть бесплатно все: лекарства, устройства для имплантации и фиксации костей, перевязочные материалы, шприцы, постельное белье, питание и обеспечение ухода. Больница не имеет права принимать все это от пациентов, а тем более — требовать. Впрочем, предметы ухода (например, памперсы для лежачих пациентов или разовые салфетки для младенцев) пациенты могут использовать свои, особенно учитывая, что в больнице их просто нет.
Медсестра обязана появиться в палате по первому зову пациента. Система вызова медсестры должна быть обязательно. Если стало плохо, сестра обязана вызвать в палату дежурного врача. Неходячих больных должны кормить, переворачивать и подмывать. Больница может просить родственников о помощи, но не может этой помощи требовать.